На главную    На страницу "Архитектурные древности Орловщины"

Новосильский  район

 

  

с. Бедьково (Битьково) ц. Богоявления Господня 1769, 1850 гг.


        Стоит рядом с кладбищем на краю села. К северу и востоку от нее местность постепенно понижается к р. Зуше. В 30-е гг. XVII в. Бедьково принадлежало Федору Нащекину «с товарищи». В сентябре 1637 года во время набега крымских татар под предводительством царевича Нураддина татары в Бедьково «церковь и дворы и гумно сожгли без остатку».Приход возник предположительно во второй половине XVIII в. Каменный храм во имя Богоявления Господня с придельным алтарем во имя Св. Архангела Михаила построен в 1769 г. на средства помещика Скарятина. В 1850 г. рядом с храмом на средства помещицы Марьи Петровны Авдеевой была возведена каменная колокольня (сохранился нижний ярус). Тогда же, вероятно, были сбиты наличники и порталы храма, а его кирпичные стены оштукатурены. В 1892 г. внутренность храма и его иконостас были обновлены. В селе с 1889 г. существовала школа грамоты (фото справа). Церковь закрыта в 30-е годы.

 

 

с. Ямская Слобода. ц. Св. Дмитрия Мироточивого. 1810 г.

        Поставлена на правом низменном берегу р. Зуши, которая омывает село с трех сторон. Силуэт храма виден уже на дальних подступах к Новосилю.
Дмитриевский приход образовался предположительно в XVI в. и состоял из новосильских ямщиков, живших здесь отдельной слободой. В XVI—XVIII вв. на этом месте сменилось несколько поколений деревянных храмов. В сметной книге Новосиля 1686— 1687 гг. упомянута слободская Дмитриевская церковь с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра. Каменный храм во имя Св. великомученика Дмитрия Мироточивого построен в 1810 г. и до начала XX вв. существенным переделкам не подвергался. Колокола висели рядом с церковью на столбах. В селе с 1893 года существовала школа грамоты, а в Сельце Задушном - земская школа. Церковь закрыта в 30-х годы.
 

 

 

  

с. Задушное. Свято-Духов мужской заштатный монастырь. XVI — нач. XX вв.


        Располагается в живописном месте в излучине р. Зуши в 4 км от г. Новосиля. Впервые упоминается в 1637 г. в связи с разгромом его татарами, хотя предположительно существовал значительно ранее, возможно еще во времена Новосильского княжества (XIV в.). По писцовой книге 1685 г. стольника Бориса Максимовича Игнатьева и подьячего Василия Никифорова он имел всего одну деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть. В монастыре также были двойная келья игуменская, пять келий братских и хлебня, позади которой стояла поварня. Вместе с игуменом Иосифом в монастыре имелось всего 6 человек братии. Монастырь владел селами Задушное, Березовец и Игумново, в которых насчитывалось 176 крестьянских дворов, мельницей и рыбными ловлями на реке Зуше.
        В 1764 г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Но в 1767 г. по ходатайству помещиков Новосильского уезда премьер-майора князя П. Я. Голицына, статского советника и государственной коллегии экономии вице-президента П. В. Хитрово и других обитель вновь открыли и причислили к числу заштатных монастырей. В феврале 1775 г. монастырь подвергся нападению разбойников, которые «мучили игумена, ограбили его пожитки и монастырские деньги, а келейника его убили до смерти».
        Благодаря щедрости монастырских вкладчиков, в число которых входили камергер коллежский советник и кавалер граф Дмитрий Николаевич Шереметев, камер-фрейлина графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин, помещица Хиония Ивановна Пушечникова и многие другие «доброхотнодатели», в обители велось большое строительство, и к концу XIX в. Свято-Духов монастырь представлял из себя живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754—1770), церковь Св. Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвижения Креста Господня (1829) и колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя. Последняя была построена на средства новосильской помещицы Марии Алексеевны Бурдуковой в 1844 г., здесь же впоследствии погребенной вместе со своим мужем и детьми. В число прочих монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, а также гостиница для именитых богомольцев. Обитель окружала кирпичная ограда трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды были разбиты два сада. С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье, включавшее в себя многочисленные постройки и службы: каретный сарай, конюшню, амбары и др. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев.

        При монастыре еще с середины XVIII в. существовала школа, в 1805 г. возведенная в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г. Новосиль. При обители находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа — с 1894 г. и земское училище. Монастырский штат никогда не отличался многочисленностью, не превышая 40 монашествующих. Так, в 1907 г. в обители, кроме настоятеля архимандрита Симеона, насчитывалось 28 человек братии. 15 августа 1895 г. в окрестностях села Енютина на землях и в имении, пожертвованных монастырю дворянином Александром Васильевичем Глотовым и вдовой тульского губернского секретаря Елизаветой Николаевной Чайкиной, был открыт скит. В него входили большое количество жилых и хозяйственных построек бывшей усадьбы Глотова и построенная в 1896 г. деревянная Покровская церковь.
        Известность монастырю приносило наличие чудотворной иконы Св. Николая, предположительно XII в. Реставрировавший ее в 1855 г. художник Подключников считал, что это одна из древнейших русских икон. Монастырские власти разрешали ежегодно местным жителям брать ее для богослужения в свои селения и, как отмечал очевидец, «для сего в известное время жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взявши св. икону, несут ее пешком иногда верст 40—50». В монастыре также хранилась книга «Пролог», пожалованная в обитель в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем. Еще в XVIII в. при Свято-Духовом монастыре была учреждена ярмарка, проводившаяся в день Сошествия Св. Духа.
        Монастырь был закрыт в 20-е годы, а его разрушение началось в середине 30-х. Сильно пострадал монастырский комплекс и во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на территории монастыря сохранились Троицкий собор, Никольская церковь (без завершения) и отдельные фрагменты монастырской ограды.
От автора сайта: в настоящее время монастырь активно восстанавливается (фото справа).

 

с. Голунь (Покровское) Усадьба Голицыных 1785 г.- нач. XIX в.


        Расположена на высоком правом берегу р. Зуши у дороги на Новосиль. Представляет из себя один из лучших ансамблей в стиле классицизм, сохранившихся на территории области. Село Голунь было приобретено князем М. А. Голицыным в 1780 г. В нем сразу же начались обширные работы по строительству (проект был заказан знаменитому архитектору А. Н. Воронихину) и благоустройству поместья, ставшего одной из наиболее замечательных усадеб Тульской губернии. Усадьба в Голуни включала в себя главный дом (заложен около 1810 г.), два однотипных флигеля, конный двор (1785—1787), регулярный парк и сад.
        В состав усадьбы входила церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная также по проекту Воронихина вместо деревянной, сгоревшей в 80-е гг. XVIII в. Храм был заложен в 1790 г. и строился около 50 лет. В 1800 г. освятили Николаевский придел, потом, в 1816 г., главный Покровский храм и в 1839 г. — Митрофаниевский придел. По словам очевидца, «...достоин внимания иконостас в Митрофаниевском приделе. Он весь покрыт золотом; все иконы написаны в итальянском стиле. Иконостас этот пожертвован кн. Голицыным и перенесен в Голунский храм из домового храма в подмосковном имении князя, в с. Дубровицах». По местному преданию, храм и усадебный дом соединялись подземным ходом. К сожалению, в 60-е годы Покровскую церковь разрушили по приказу районного начальства.
        В настоящее время дворец Голицыных находится в руинном состоянии, а флигеля и конный двор используются под нужды местного хозяйства.

 

 

с. Голунь (Покровское). Конный двор в усадьбе Голицыных. 1785-1787 гг.
 

        Расположен на высоком правом берегу р. Зуши через дорогу от усадьбы Голунь.  Конный двор — одна из первых построек, сооруженных по указанию князя М. А. Голицына в усадьбе, причем некоторые указания по строительству давались им лично (декоративная отделка стен, побелка). Архитектура конного двора выдержана в стиле ранний классицизм. Он представляет из себя ряд одноэтажных зданий, поставленных в каре и объединенных невысокой кирпичной оградой. Углы ограды скошены и отмечены круглыми башенками. Въезд на территорию двора осуществлялся через ворота в трехъярусной башне. Устное предание говорит о том, что комплекс никогда не использовался как конный двор, здесь находились складские помещения, отчего это здание среди местных жителей имело другое название — «запас».
        Несмотря на отдельные утраты, конный двор в Голуни хорошо сохранился и является единственной постройкой подобного рода, уцелевшей на территории Орловшины. Кроме Голуни, остатки конных дворов сохранились в селах Сабурово (Орловский р-н) и Хотьково (Шаблыкинский р-н), но ни по сохранности, ни по архитектуре они не идут ни в какое сравнение с голунским.
 

 

 

с. Жердево. ц. Успения Божией Матери. 1891 г. - нач. XX в.


        Расположена вдали от сельской застройки на высоком берегу р. Колпны. Приход возник в 1772 г. с построением в селе деревянного храма во имя Успения Божией Матери, возведенного на средства помещицы Наумовой. В 1883 г. храм был поврежден пожаром и вследствие этого обновлен. Строительство сохранившегося трехпрестольного каменного храма началось в 1891 г. В церкви имелась местночтимая икона Казанской Божией Матери. В селе с 1883 г. существовала школа грамоты, а в сельце Чулкове — земская школа.
        Храм был закрыт в 30-е годы. Колокольня и трапезная не сохранились.
 

          

Фрагменты росписи ц. Успения Божией Матери.

.

Вверх

На главную    На страницу "Архитектурные древности Орловщины"