На главную

На трамвае по реке Оке

        В знойный летний день, когда на улицах плавится асфальт, что может быть лучше водной прогулки? Для этого жителям нашего города необязательно брать напрокат лодку или катамаран - ведь в Орле есть речной трамвай. Отправляется он от причала спасательной станции на реке Оке.

 

  

        Билеты продаются в будке на пригорке напротив причала. Стоимость взрослого билета - 100 руб., детского - 50 руб., дети до 7 лет - бесплатно. Время прогулки - 40 минут. Рейс состоится, если пассажиров будет не менее 10. Автору этих строк повезло - в будний день 10 пассажиров набралось без труда, и мы отчалили.

 

 

Сначала трамвай разворачивается, оставляя позади пляж городского парка с отдыхающими, которые купаются наперекор строгой табличке.

 

Бросаем прощальный взгляд на панораму Советского района и плывем навстречу течению.

 

 

По правую руку проплывает монумент 400-летию основания Орла на месте слияния Оки и Орлика. Это место называется стрелкой.

 

По левую руку - аллея по набережной Дубровинского.

 

Вот и первый мост - Красный, он соединяет Заводской и Железнодорожный районы. Всего в городе 17 мостов.

 

Сразу за Красным мостом справа раскинулся Центральный рынок.

 

 

А вот и следующий мост - мост Дружбы.

 

 

И почти сразу - железнодорожный мост (направление Орел-Брянск).

 

 

Пока мы проплываем мимо живописных зарослей, можно вспомнить историю появления речного трамвая в городе Орле (спасибо Википедии).

        Идея организации движения теплоходов по реке Оке впервые родилась в 1970 г. в стенах Орловского горисполкома. Главными энтузиастами дела выступили тогдашний начальник горкоммунхоза Г. И. Державин и председатель горисполкома Благов. Осенью 1970 г. в Московском речном пароходстве был приобретён прогулочный теплоход М-21 типа «Москвич», вместимостью 150 пассажиров, прошедший перед этим капитальный ремонт. Той же осенью он дошёл своим ходом по р. Оке до г. Калуги, где и зазимовал. Как только наступила весна, по «большой воде» М-21 своим ходом добрался до г. Орла. В черте города речной теплоход был по суше транспортирован к плотине ТЭЦ, за которой и был спущен на воду искусственно поддерживаемого плотиной более глубоководного участка реки Ока, где ему и предстояло работать. Движение речного трамвая по р. Оке и его первая навигация открылось 5 мая 1971 г. и продолжалось по 9 ноября 1971 г. по маршруту: «Детский парк - парк Ботаника». Стоимость проезда в первую навигацию составляла 20 коп.

 

На фото 1978 года прогулочный  теплоход М-21 подходит к Красному мосту.

 

        Для стоянки теплоходов и их обслуживания требовалась специализированная база. В качестве таковой был выбран небольшой затон на окраине города в районе Лужки (на фото). В нём был обустроен причал для текущего ремонта и отстоя в зимний период между навигациями. В 1973 г. были приобретены ещё два теплохода типа «Москвич» М-267 и М-228. В 1975—1976 г.г. — ещё два, того же типа (М-251 и М-184). В 1981 г. в Орёл был доставлен ещё один речной прогулочный теплоход типа «Заря». В 80-е годы был приобретён ещё и катер Амур-2. В 90-е годы был списан теплоход М-228 и его разобрали на запчасти, используемые для эксплуатируемых судов (остов этого теплохода долго стоял на берегу реки, рядом с затоном, пока не был целиком сдан на металлолом в 20..-е годы). Постепенно речной трамвай в Орле начиная с 90-х годов перестал выполнять роль общественного транспорта и перешёл в экскурсионно-прогулочную нишу, для обслуживания туристов и праздничных мероприятий в центре города. Этому способствовало и закрытие в 90-е годы Парка культуры и отдыха «Ботаника», после чего основную часть пассажиров речных трамваев стали составлять дачники окрестных с бывшим парком садоводческих товариществ.

        В настоящее время Орловские речные трамваи в период навигации используются для прогулочно-развлекательных целей. Их можно арендовать для проведения торжественных мероприятий (свадьбы, юбилеи, выпускные вечера), в последние годы услугами речных трамваев всё больше пользуются школьники. Во время главных городских праздников - Дня победы и Дня города, речные теплоходы швартуются в центре города у стрелки и работают как рестораны, а вечером флотилия выстраивается на реке и с палуб орловчане наблюдают праздничный салют и фейерверки.

        В 1971 г. Орловский речной трамвай имел маршрут: "Детский парк — Парк «Ботаника», и задумывался изначально для связи двух городских парков культуры. В настоящее время данный маршрут в будние дни несколько укорочен: «Детский парк — Лужковский мост». В праздники трамвай может доплыть до плотины ТЭЦ и до парка "Ботаника".

 

 

Но вот мы вплываем в микрорайон Лужки и на высоком берегу появляются особняки - "буржуйские дома", как сказал один пассажир своей маленькой внучке.

 

 

Вдалеке стал виден Лужковский мост - значит, пора разворачиваться и плыть обратно.

 

По дороге можно увидеть, как владельцы особняков вынуждены укреплять крутой берег.

 

 

И полюбоваться новостройками города.

 

 

Мы снимаем - и нас снимают.

 

Фонтан недалеко от спасательной станции.

 

Вот и пристань. Отдаем концы босоногому служивому.

 

Прогулка окончена!

Вверх

На главную