На главную    На страницу "Архитектурные древности Орловщины"

Болховский  район

 

г. Болхов ц. Рождества Христова Кон. XVII в., 1852-1857 гг.


        Расположена на высоком берегу реки Нугрь в восточной части города. В XVI—XVIII вв. храм являлся соборной церковью женского Рождественского монастыря.
Женский Рождественский монастырь был основан предположительно в XVI в. и располагался на территории посада в Пахотной слободе. По преданию, он возник вокруг часовни на могиле русских воинов, погибших при защите брода. В годы Смутного времени (1604—1615) монастырь пострадал от «литовского разорения». Первое его описание содержится в писцовой книге церковным и дворовым землям г. Волхова писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г.: «Рождественский девичь монастырь: а на монастыре храм Рождество Христово древян клецки, а в нем образцы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей...» На территории монастыря имелось 13 келий, где жили старицы, двор дьячков да 6 дворов бобыльских. Предположительно в конце XVII в. на территории монастыря игуменьей Анной возводится каменная соборная церковь во имя Рождества Христова с теплым приделом Владимирской Божией Матери. К 1701 г. число стариц в монастыре  выросло до 92. В 1748 г. монастырь постигло страшное бедствие — «в бывший пожар ...погорело все без остатку», но вскоре его восстановили. По описи 1763 г. в нем насчитывалось 2 храма (Рождества Христова и Алексея-митрополита) и 32 кельи. В монастыре состояло 32 монахини вместе с игуменьей и 37 белиц. Обитель окружала деревянная ограда с двумя воротами. Монастырь официально закрыли в 1764 г. по сокращению монастырских штатов, а церкви обратили в приходские, хотя часть монахинь по «старости и дряхлости» жила при нем до 80-х письмом». В 1852 г. разобрали старую трап вместо которой начали возводить новую, более обширную, оконченную в 1857 г. Строительство вели болховский купец Афанасий Матвеевич Попов и каменщик крестьянин Терентий. В 1857 г. трапезную расписали «священным письмом», обновлявшимся в 1886 г. "усердием ктитора Портнова и болховского живописца Сабанова (Шибанова? — В.Н.)". В новой трапезной разместились теплые приделы: Владимирской Богоматери и Св. мучеников Бориса и Глеба, ризница и сторожка.
        Из церковных древностей в храме хранились несколько древних икон: Спасителя, Владимирской Богоматери, Рождества Христова, Св. Бориса и и др., а также Евангелие времен Екатерины II и старинные богослужебные предметы.
        Христорождественская церковь является одним из двух храмов области, который не был закрыт при советской власти. В ходе боев за Болхов в 1943 она пострадала, но богослужение в ней не пррывалось. В 1948 г. храм отремонтировали, тогда же обновили стенную живопись. В 1965 г. реставрировалась живопись в куполе зимней церкви. В настоящее в Болхове находятся два действующих храма (из 24-х): Рождества Христова и Введения во храм святой Богородицы.


 

г. Болхов.  Спасо-Преображенский собор. 1841-1851 гг.


        Поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову.
        Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге церковным и дворовым землям 1625 г. писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова, хотя несомненно, что он существовал в городе со дня его основания в XVI в. Согласно писцовой книге, в это время в городе было два деревянных собора — Спасо-Преображенский и Никольский, стоявшие в центре Болховского кремля. При соборах находились кладбища, дворы попов и церковного причта. В 1671 г. (по другим данным — в 1661 — 1666 гг.) вместо деревянных выстроили каменный храм, возведенный на средства стольника и воеводы И. И. Ржевского, впоследствии геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 г. и похороненного в одном из его приделов. Там же были погребены его сын Т. И. Ржевский, убитый 30 июля 1705 г. во время Астраханского восстания, и протопоп Г. Макарьевич (1695). Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображения Господня, позднее там же устроили престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В нижнем этаже помещались 2 теплых придела: во имя Св. мученицы Софии и трех дочерей ее — Веры, Надежды, Любови и Св. Николая Чудотворца. В 20—30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль...», а также указаны имена его изготовителей: «...мастер города Мценска Сергей Паншин, мой товарищ мастер города Волхова Матвей Смолкотов, мценский подмастер Василий Паншин, болховский подмастерье Иван Давыдов».
        Новый более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Иосифа ча Малахова. Не дожидаясь утверждения проекта, И. Д. Акулов нанял рядчика-каменщика Терентия Петрова разобрать старый собор. Но строительство нового храма до получения разрешения и утвержденного Св. Синодом плана было запрещено архиепископом Евлампием, и только прошение прихожан и обязательство городского головы Алексея Ивановича Мерцалова окончить храм в случае смерти Акулова способствовали тому, что оно было продолжено. План же и разрешение были получены, когда выложили половину верхнего этажа. В 1843 г. умер И. Д. Акулов. При нем собор довели до перемычек окон верхнего этажа без нижних сводов. Строительство продолжили купец Филипп Григорьевич Шестаков с помощником купцом Матвеем Васильевичем Щербовым. 20—21 ноября 1846 г. при участии архимандрита Макария (Глухарева), бывшего алтайского миссионера, были освящены престолы в нижнем теплом храме: левый — во имя Св. Митрофана Воронежского, средний — Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и правый — во имя Св. Николая Чудотворца.
        После смерти в 1848 г. Ф. Г. Шестакова строительство закончил его сын Василий Филиппович Шестаков. 20—21 ноября 1851 г. были освящены престолы в верхнем холодном храме: главный — Преображения Господня, Печерской Божией Матери и Св. мученицы Софии и трех ее дочерей. Всего же храм имел 6 престолов. На его постройку израсходовали 26637 руб. 69 коп., из них около 16000 руб. пожертвовал И. Д. Акулов. Кроме того, на его украшение было собрано более 20000 руб. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15—20 верст от Волхова. Собор вмещал до 4000—4500 человек верующих.
        Из церковных древностей в нем сохранялись: образ Св. Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора стольника и воеводы И. И. Ржевского — серебряный потир, пожертвованный им храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г.; дары царевны Софьи Алексеевны — ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. и др. ценности.
        При соборе с 1890 г. действовала одноклассная церковно-приходская школа.
        Собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство. С 70-х гг. на нем ведутся консервационные работы.
 

 

 

   

г. Болхов  ц. Св. Живоначальной Троицы 1708 г.


            Расположена в центре города на территории Болховского кремля. В XIX в. входила в ансамбль из трех (в XVI—XVII вв. из шести) храмов, из которых до нашего времени дошел только собор Спаса Преображения. Это одна из самых красивых и самобытных церквей Орловской области.
        Приход предположительно существовал уже в XVI в. В письменных источниках деревянные Троицкая и приписная к ней Пятницкая церкви упоминаются в писцовой книге церковным и дворовым землям г. Волхова писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г.: «Церковь Великие Стратотерпицы Христовы мученицы Поросковеи нарицаемые Пятницы древян шетровый верх, да тепла. Храм Живоначальные Троицы клетчет, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Максима...» При церкви находились двор попа и кладбища.
        В 1708 г. «усердием» купцов Бабковых вместо деревянной возведена каменная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. По-видимому, в это же время упразднили деревянную Пятницкую церковь и вместо нее устроили соответствующий придел в Троицкой церкви. В 1712 г. рядом с ней выстроили небольшую кирпичную приписную церковь Св. Иоанна Предтечи, куда перенесли из Троицкой церкви Пятницкий придел. Кроме того, она имела еще один придел во имя Св. Иоанна Предтечи. Последний раз ц. Иоанна Богослова упоминается в документах под 1797 г., вскоре она была разобрана по ветхости, а ее престолы опять перенесли в Троицкую церковь. В 1831 г. она имела три престола: главный холодный — во имя Св. Живоначальной Троицы, в теплой трапезной — Св. великомученицы Параскевы (правый) и Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (левый). В 1871 г. разобрали старую колокольню, покосившуюся вследствие неравномерного оседания почвы. Вместо нее возвели крупную пятиярусную колокольню, дошедшую до наших дней.

        Из предметов старины в церкви хранились: явленная икона Казанской Божией Матери, Евангелие, отпечатанное в 1698 г., четьи-минеи, отпечатанные в 1689 и 1691 гг., позлащенная купель красной меди, изготовленная в 1724 г., церковные документы XVIII в. На месте находки иконы Казанской Божией Матери под Красной горой купцом Качаловым была сооружена каменная часовня (не сохранилась). С 1883 г. при церкви в «даровой квартире» помещалась церковно-приходская школа.
        Церковь закрыта в 1930 г. В 1955 г. работниками Центральных научно-реставрационных мастерских реставрированы белокаменные детали порталов. В 70-е гг. проводились консервационные работы. Внутри храма сохранились значительные фрагменты живописи XIX в.

 

 

 

г. Болхов ц. Св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских 1800, 1875 гг.

        Стоит на холме, отделенном широкой долиной речки Болховки от Красной горы — центрального района города.

        Впервые Афанасьевская церковь в Пушкарной слободе упоминается в писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г., хотя приход, несомненно, существовал уже в XVI в. «Церковь Афанасия Великого и Кирилла Александрийских древян клецки, а в нем образы и книги и колокола и всякое церковное строение Афанасьева попа Родиона и его отца попа Георгия...» При церкви находилось кладбище, дворы попов и два двора церковных бобылей. Очередной деревянный храм вместо старого был возведен в 1750 г. В 1800 г. на средства купца Адриана Илларионовича Богомолова и «доброхотнодателей» выстроили каменную Афанасьевскую церковь. В 1875 г. она была расширена. Колокольня, построенная в 30-е годы XIX в., первоначально стояла отдельно, но при расширении трапезную удлинили к западу и соединили с колокольней. Кроме главного холодного престола во имя Св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, церковь имела два теплых придела — во имя Владимирской Божией Матери и во имя Св. Андриана и Натальи. Школа грамоты Афанасьевской церкви соединялась с церковно-приходскою школою Георгиевской церкви.
        Храм был закрыт в 30-е годы. Тогда же была разобрана его колокольня. В 1989 г. Орловским хозрасчетным реставрационным участком была восстановлена венчавшая церковь главка.
 

 

 

 

   

 

г. Болхов ц. Св. великомученика Георгия 1741-1746, 1825, 1852 гг.


            Поставлена на высоком берегу речки Болховки, напротив Красной горы, где в XVI — XVII вв. располагался Болховский кремль. Вместе со Спасо-Преображенским собором и ц. Троицы Георгиевская церковь «держит» панораму Волхова. Ее колокольня является самым высоким сохранившимся сооружением подобного рода на Орловщине.
        Предположительно, Георгиевский приход в Стрелецкой слободе существовал уже в XVI в. Впервые Георгиевская церковь с приписной ц. Св. Петра и Павла упоминается в писцовой книге церковным и дворовым землям писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г.: «...церковь Стратотерпца Христова Георгия древян клецки да место церковное, что был храм святых церковных апостол Петра и Павла (сгорел в 1617 г.)... всякое церковное строение попа Фомы, да Родиона и их отца Андроника...» При церкви находились дворы попов, «старицына» келья и кладбище. В 1719 г. попу Матвею Иларионову выдана сборная память на строительство нового деревянного храма на прежнем месте. Строительство каменного храма началось в 1741 г. К 1746 г. он был оштукатурен и побелен. В 1749 г. начато строительство колокольни, оконченное в 1750 г. 24 июня 1754 г. церковь была освящена. В 1747 г. (по другим данным — в 1754 г.) рядом с ней выстроили каменную приписную церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Иоанна Воина вместо некогда существовавшей Петропавловской, перенесенной на другое место. В 1817г. колокольня была «повалена», а трапезная разломана. Новую трапезную выстроили в 1825 г. Тогда же, по-видимому, разобрали Знаменскую церковь, престолы которой перенесли в новую обширную трапезную. Вновь устроенный храм имел три престола: главный холодный — во имя Св. великомученика Георгия, в теплых приделах — Знамения Пресвятой Богородицы (правый) и Св. мученика Иоанна Воина (левый). Колокольни при нем не имелось, колокола висели в устроенной близ церкви деревянной палатке. В 1844 г. храм и алтарь, а в 1846 г. приделы были «благолепно» расписаны. Каменная колокольня при церкви построена в 1852 г. церковным старостой купцом Кузьмою Васильевым Губаревым. В 1862 г. им же устроена каменная паперть. В церкви сохранялся древний иконостас (сер. XVIII в.). Из церковных древностей наиболее замечательными были иконы: Чудотворная Божией Матери «Взыскание погибших», Покрова Пресвятой Богородицы (1707), Сошествия Иисуса Христа в ад и Св. Иоанна Богослова (1749). В 1886 г. при церкви образована церковная школа грамоты, в 1900 г. преобразованная в одноклассную.
        Храм закрыт в 1930 г., тогда же с колокольни сброшены колокола. С 1986 г. ведутся реставрационные работы на здании, качество которых оставляет желать много лучшего.
 

 

 

г. Болхов ц. Введения во храм Пресвятой Богородицы 1792-1800 гг.

 

            Поставлена в нижней части города в излучине реки Нугрь при въезде в Волхов со стороны Орла. Деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Деевской Казачьей слободе существовал уже в XVI в. В 1608 г. его сожгли литовцы, а «попа, и дьячка, и пономаря убили...» Храм долго не восстанавливался, в писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г. говорится о наличии здесь пустого церковного места. Очередной деревянный храм вместо обветшавшего деревянного же был построен в 1730 г.
В 1792 г. вместо него «тщанием» болховского купца Василия Косьмина Поспеева на более удаленном от реки месте началось строительство каменной Введенской церкви, освященной в 1800 г. Храм имел престолы: в холодной церкви — Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии. В теплой трапезной — придел во имя Св. великомученицы Варвары (правый) и Св. Василия Парийского (левый). С западной, северной и отчасти восточной сторон его окружала кирпичная ограда с оригинальным рельефным рисунком, в северо-западный угол которой была встроена часовня. С 1851 по 1853 гг. при Введенской церкви находилась женская община, позднее переведенная к Всесвятской церкви и давшая начало Богородично-Всесвятскому женскому монастырю.
        Священником в этой церкви служил Н. Васильев, отец художника Михаила Николаевича Васильева (1826—1900), академика исторической и портретной живописи (1869), профессора Академии художеств по специальности «Церковная живопись». М. Н. Васильев, уроженец г. Болхова, неоднократно приезжал на Орловщину. В один из приездов вместе с художником Ф. А. Бруни он выполнил росписи в Богородично-Всесвятском женском монастыре. М. Н. Васильев расписывал русскую посольскую церковь в Париже, работал в Иерусалимском, Житомирском и Рижском соборах, церкви Св. Георгия Победоносца на воинском кладбище в Севастополе, храме Христа Спасителя в Москве.
        В 30-е годы Введенскую церковь закрыли. В 1944 г. храм возвращен общине верующих. В 1989-1990 гг. по проекту архитектора М. Б. Скоробогатова был восстановлен второй ярус колокольни и сохранившийся участок ограды. Планируется также восстановить часовню.

 


 

г. Болхов ц. Благовещения Пресвятой Богородицы (Никитская) 1730, 1880 гг.


        Поставлена на высоком берегу речки Болховки, отделяющей ее от Красной горы. В XVI—XVII вв. являлась приходским храмом Посадской слободы.
        Впервые Благовещенская церковь «в Никольской улице» упоминается в писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова 1625 г.: «...церковь Благовещенье Пресвятые Богородицы, да придел мученика Христова Никиты древян клетчет, а в нем образы и книги и колокола и всякое церковное строение попа Степана...» При церкви было кладбище, дворы попов и 3 двора церковных бобылей. 21 сентября 1661 г. «судом Божиим» Благовещенская церковь сгорела, но в том же году митрополитом Сарским и Подонским Питиримом была выдана благословенная грамота на сооружение нового храма.
        В 1730 г. (по другим данным — в 1740 г.) вместо деревянного был выстроен каменный холодный храм в то же имя с теплым Никитским приделом в трапезной (справа). В 1760 г. в трапезе устроили теплый придел (слева) во имя мучеников Св. Кирика и Улиты. В 1880 г. трапезная, где помещались приделы, была капитально перестроена и расширена.
        Церковь была закрыта в 30-е годы. Завершение храма и верхние ярусы колокольни разобрали уже после войны.
 

 

 

г. Болхов. (Монастырская слободка). Троицкий (Рождество-Богородичный, Тихвинский) Оптин общежительный третьеклассный мужской монастырь XVI - нач. XX вв.

        Располагается на высоком округлом холме на восточной окраине города, с которого открывается прекрасный вид на панораму Болхова.

        Рождество-Богородичный Оптин мужской монастырь был основан во второй половине XVI в. Название Оптин, под которым он известен, происходит, по-видимому, от того, что уже в первые годы своего существования он был общежительным, как и соседняя Козельская Введенская Оптина пустынь. Так что разбойник Опта, якобы основавший обитель, является личностью мифической.
        В 1613 г. монастырь сожгли литовцы, и его восстановление началось только около 1620 г. По писцовой книге 1628 г. в нем находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка, «да в монастыре ж келия, а в ней живет игумен Серапион да с ним старец Роман, да келия и в ней живут два старца да пономарь, да нищие». На столбах возле храмов висели два колокола.
        Судьба прежде бедствовавшей обители изменилась во второй половине XVII века. В 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из небогатого рода Милославских — Марии Ильиничне (1625 — 1669). Вотчины Милославских (с. Ильинское) находились в Болховском уезде, а в Рождество-Богородичном монастыре издавна хоронились их предки. В частности, здесь был погребен отец царицы боярин Илья Милославский. С возвышением Милославских в бедную прежде обитель посыпались щедрые дары, позволившие развернуть в ней каменное строительство. В 1668 г, в монастыре началось строительство Троицкого собора — первой каменной постройки на Орловщине, по которому и сама обитель стала именоваться Троицкой. Но по смерти в 1669 г. главной вкладчицы царицы Марии Ильиничны строительство затянулось вплоть до 1688 г. (по другим данным — до 1706 г.). За время существования монастыря его вкладчиками являлись цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иоанн V и Петр I, царицы Мария Ильинична и Софья, императрица Елизавета Петровна.
        Новопостроенный Троицкий собор был пятиглавым, с шатровой колокольней, вплотную примыкавшей к нему с западной стороны. Трапезной при храме не имелось, и по своему внешнему виду церковь представляла из себя довольно редкий тип в архитектуре. Храм сразу же был пожалован щедротами царской семьи: «...всяким церковного благолепия украшением и утварью, и Святое Евангелие, животворящий Крест и священные сосуды большие, все серебреные, позлащеные, тако же покровы, ризы, стихари, подризник и пелены бархатные и атласныя и разных шелковых материй с золотом и серебром, удовольствована Их Величества Казною и собственным вкладом, для поминовения погребенных в оном монастыре Благоверныя Государыни, царицы Марии Ильиничной родственников по фамилии Милославских, без всякого недостатка». Благорасположение к родине царицы было настолько велико, что в 1681 г. царь Федор Алексеевич хотел учредить в Волхове новую епархию, в состав которой вошли бы города Мценск, Новосиль, Карачев, Кромы и Орел, но за вскоре последовавшей его смертью это так и не было осуществлено.
        В 1705 г. в Болхове побывал царь Петр I с царевичем Алексеем, посетивший Троицкий Оптин монастырь. По его указу в монастыре «велено быть архимандрии».
        В 1706 г. была полностью окончена теплая Рождественская церковь. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов Троицкий Оптин монастырь перевели в 3-й класс, затем сделали заштатным, а потом опять вернули в 3-й класс. В 1792 г. при обители учреждена ярмарка, получившая название Тихвинской.
        В XIX веке Троицкий Оптин монастырь продолжал расширяться и расстраиваться. Была возведена теплая двухэтажная церковь Св.Иоанна Крестителя (Знаменская) с колокольней (1861—1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852— 1856 гг. воздвигли монументальный Тихвинский собор в русском стиле (на месте разобранной Рождественской церкви), главной святыней которого стала чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, привлекавшая ежегодно десятки тысяч верующих. С 1844 по 1847 гг. настоятелем монастыря состоял известный миссионер, просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (1792—1847), после своей смерти захороненный здесь же, на территории обители.
        Троицкий Оптин монастырь был закрыт в 1923 г. и некоторое время находился в ведении Болховского уездного музея. Все ценности из него были реквизированы, а в 30-е годы с взрыва Тихвинского собора началось его разрушение, продолжавшееся и после войны, когда была снесена церковь Св. Иоанна Крестителя, а остатки монастырских построек разбили на щебень для вымостки дорог.
        В настоящее время от некогда величественного монастырского ансамбля сохранились Троицкий собор без колокольни (разобрана в начале XIX в.), один из монастырских корпусов и подвалы от другого и остатки ограды с двумя башнями. От обширного Троицкого некрополя уцелело лишь несколько могильных плит, в частности, надгробие князя Н.И.Горчакова (1725-1811).
 

 

 

г. Болхов. ц. Всесвятская. 1808-1820, 1853, 1867 гг.

        Находится на северо-западной окраине Волхова, в полукилометре от города, на высоком плоскогорье у истоков ручья.
        Городская кладбищенская Всесвятская церковь была заложена в 1808 г. и окончена в 1820-м. Ее построили на средства мещанина Стефана Михайловича Малахова. В начале 50-х годов XIX в. недалеко от нее обосновалась женская община, которой передали Всесвятскую церковь в качестве монастырской, для чего она была перестроена и расширена иждивением купца Алексея Афанасьевича Тихонова. 8 ноября 1853 г. при ней был освящен придел во имя иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», а 9 ноября — другой придел, во имя Священномученика Власия. 2 июня 1857 г. женская община, получившая название Богородично-Всесвятской, была торжественно открыта. Позднее, в 1875 г. ее возвели на степень монастыря. В 1867 г. началась очередная перестройка и расширение Всесвятской церкви, которая была вновь освящена 7 июня 1870 г. В 1871 г. при ней началось строительство трапезной, освященной в 1873 г. В 1886 г. Всесвятская церковь ремонтировалась. После освящения в 1897 г. соборного монастырского Ризоположенского храма, начатого еще в 1859 г., Всесвятская церковь стала использоваться в основном как кладбищенская.
        Всесвятская церковь была закрыта, по-видимому, тогда же, когда и Богородично-Всесвятский монастырь, — в 1923 г. Скорее всего, в это время она лишилась и своего пятиглавого завершения. В 30-е годы был взорван огромный Ризоположенский собор, а монастырская ограда и кельи постепенно разобраны. В настоящее время от ансамбля Богородично-Всесвятского монастыря сохранилось лишь несколько служебных построек.
 

 

 

       

с. Шумово. ц. Спаса Нерукотворного Образа. 1809 г.


        Стоит в центре села, неподалеку от пруда. Приход известен с XVIII в. В 1743 г. в селе построена деревянная Спасская церковь с приделами во имя иконы Казанской Богородицы и Св. Николая Чудотворца. По ведомости Крутицкой духовной консистории 1749 г. она же, по приделу, называлась Николаевской. Строительство существующего каменного холодного храма во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом Св. Николая Чудотворца было начато в 1809 г. помещиком Апухтиным. В 1902 г. иждивением помещика К. Н. Соколова придел сделан теплым. В том же году церковь внутри и снаружи оштукатурена и заново расписана. Ее окружала каменная ограда. С 1908 г. в церковной сторожке существовала школа грамоты.
        Храм закрыт в 1928 г.
 

 

с. Спешнево (Попелевка, Георгиевское). ц. Казанской Пресвятой Богородицы 1821-1848 гг.


        Стоит ниже деревенской застройки на пологом спуске к реке Нугрь.
        Существовавший в начале XVIII века в селе деревянный храм во имя Св. великомученника Георгия первоначально стоял в полуверсте от современного села. Вместо него на новом месте в центре Спешнево построили деревянный же храм в то же имя, разобранный по ветхости в 1821 г. На месте прежнего деревянного в том же году заложили ныне сохранившийся кирпичный трехпрестольный холодный храм Казанской Пресвятой Богородицы. В 1824 г. были освящены придельные алтари — правый во имя Св. великомученика Георгия и левый во имя Святителя Николая. Храм окончили в 1829 г., но освящение главного престола состоялось только в 1848 г. В течение 30-ти лет церковь состояла приписной к церкви села Богоявленские Однолуки.
        Из числа церковных древностей, хранившихся в храме, следует назвать икону Казанской Божией Матери, по преданию принадлежавшую графине Бобринской; икону и гробницу преподобного Вениамина, угодника Киево-Печерского, оловянный крест с частицами св. мощей, принадлежавших преп. Ефросинии Полоцкой и другим святым, а также старинные резные изображения Спасителя в темнице и Св. Николая Чудотворца.
        С 1898 г. в селе существовала одноклассная церковно-приходская школа. Церковь закрыта в 1928 г.
 


 

с. Фатнево (Хватнево, Введенское) ц. Введения во храм Пресвятой Богородицы 1824-1826 гг.

 

        Стоит на ровном открытом участке недалеко от села. Приход известен с ХIII в. Впервые Введенская церковь в с. Фатнево упоминается в ведомости 1749 г. В это время при ней находилось 12 приходских дворов. Существующий кирпичный Введенский храм построен в 1824-1826 гг на средства действительного статского советника и кавалера Ивана Яковлевича Мовчана и его супруги Е.А.Мовчан. Он имел три престола: главный - Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах - праведных Захария и Елизаветы (правый) преподобного Иоанна Дамаскина (левый). Храм окружала каменная ограда. В 1884 г. приход приписали к одноименному храму в с. Березуй. В 1897 г. М.А.Лавровой в селе открыта земская школа. Церковь закрыта в 1929 г. Верхние ярусы колокольни не сохранились.

 

с. Борилово (Барилова) ц. Св. Николая Чудотворца 1843 г. (фото с сайта "Одноклассники")

        Стоит посреди села на высоком берегу р. Нугри.  Крупный объем храма виден даже из Болхова (7 км отсюда). О глубокой древности села Борилово до недавних пор свидетельствовали оборонные валы древнерусского городища X—XIV вв., находившегося на западной окраине села (срыты в 70-е годы). С северо-западной стороны Борилова проходила Свиная дорога — один из путей набегов крымских татар на окраинные земли Московского государства в XV—XVII вв. Впервые село упоминается в 1686 г. 7 человек «села Борилова детей боярских верстаных солдат... с бердыши и с рогатины» числились в составе гарнизона Болховской крепости. Предположительно,  уже в это время в селе существовал деревянный храм, первое упоминание о котором относится к 1749 г.
        В ведомости церквам Болховского уезда 1831 г. говорится о наличии в селе однопрестольной церкви во имя Св. Николая Чудотворца, которая была «зданием деревянная с таковою же колокольнею, ветха крышею». Построена она была «чьим старанием и когда неизвестно».
        В 1843 г. в селе взамен обветшавшей выстроили каменную холодную церковь во имя Св. Николая Чудотворца, колокола висели рядом с храмом на столбах. Она имела три престола: главный — Св. Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы (правый) и Св. Пророка Ильи (левый). В селе «с давних пор» существовала земская школа. В 1895 г. (по другим данным — в 1894 г.) в Борилово была открыта одноклассная церковно-приходская школа, размещавшаяся в церковной сторожке.
        Церковь закрыта в 1929 г. Трапезная не сохранилась.

 

пос. Злынский конезавод (хутор Софиевский). Конный завод Телегиных Нач. XX в.


        Располагается на ровном месте в нескольких километрах от с. Злынь.
        Основателем Злынского конезавода являлся большой знаток и энтузиаст коневодства действительный статский советник Василий Николаевич Телегин. Первоначально, в 1870-е годы, завод был устроен в с. Крутом Малоархангельского уезда, затем переведен в д. Карпово Масловской волости Орловского уезда и только в 1903 г. окончательно обосновался на хуторе Софиевском у с. Злынь Болховского уезда. Его основатель В. Н. Телегин более десяти лет (до 1900 г.) являлся вице-президентом Орловского общества охотников конного бега (представительскую должность президента занимали губернаторы). В 1900— 1907 гг. должность вице-президента этой организации исполнял его сын Николай Васильевич, ставший затем членом Императорского общества поощрения коневодства и как коннозаводчик весьма известный в России. Ему посвятил свой очерк «Рыжие, гнедые, серые, вороные» писатель А. И. Куприн. Н. В. Телегин вывел новую породу лошадей — «русский рысак», которая являлась самой резвой из всех русских пород, известных в Европе. До 1917 г. рысаки завода выиграли различных призов на 1 млн. руб. В июне 1918 г. конезавод Телегиных был национализирован. Завод пострадал в годы гражданской и особенно сильно в Великой Отечественной войне. Во время оккупации в главном доме усадьбы располагался немецкий госпиталь. При отступлении немцами были сожжены все постройки завода.
        В настоящее время постройки усадьбы занимает государственный конезавод № 15. Его главная контора располагается в усадебном доме Телегиных, построенном по проекту (предположительно) архитектора губернской земской управы А. А. Химеца в русском стиле в начале XX века. Сожженный немцами в 1943 г. главный дом после войны был восстановлен в виде, близком к первоначальному. Здесь же располагается музей коневодства. Кроме главного дома сохранились несколько корпусов конюшен, восьмигранная башенка над колодцем, цепь каскадных прудов с островом и остатки парка.
 

Вверх

На главную    На страницу "Архитектурные древности Орловщины"