На главную

Город Орел в 1933 году (по материалам газеты "Орловская правда")

Если попытаться кратко охарактеризовать материалы газеты "Орловская правда" за 1933 год, то это:

        Плохая серая бумага, неважное качество печати. Иллюстраций мало и они прескверного качества. Часто встречаются фотографии ударников, передовых рабочих, почему-то всегда они в верхней одежде и в головных уборах. Некоторые выпуски напечатаны на одном газетном листе. Праздничные номера бывают и на четырех. Газета того времени была единственным окном в мир, поэтому рядом с заметкой "Не борются с грязью в столовой" размещается статья "Война между Боливией и Парагваем", то есть международные новости перемешаны с сугубо местными. Такой вот винегрет.

 

            В основном страницы посвящены сельскому хозяйству - в это время идет активная борьба с кулаками, подкулачниками, антирелигиозная пропаганда, борьба за новый быт. Если встречаются стихи - то не лирические, а патетические. На последней странице - афиши кинотеатров и театров и разные объявления, в том числе и частные. Например:

 

Вероятно, гражданка Базарева имела взгляды, диаметрально противоположные взглядам своих родителей. Только вот для чего было заявлять об этом на всю область, да еще и в ДВУХ выпусках газеты?

 

 

Интересное частное объявление. Вернули бы документы, и на том спасибо...

 

 Но, конечно, самое большое внимание уделялось колхозам, всем аспектам сельской жизни - севу, прополке, особенно тягловому скоту. Много заметок о том, что колхозные лошади недоедают, содержатся в ужасных условиях. В одном колхозе взорам комиссии предстала картина - лошади были подвешены для того, чтобы смогли держаться на ногах.

 

 

О важности "лошадиного" вопроса говорит и тот факт, что 6 февраля отмечался всесоюзный День коня.

 

 

            Очевидно, что ухаживали за общественными животными не так, как за своими собственными. Казалось бы, что особенного в том, чтобы накрыть лошадь попоной? Хороший хозяин всегда так сделает. Но для того, чтобы поступить так с колхозными лошадьми, требуется, чтобы комсомолка Гомозова поставила вопрос на колхозном собрании!

 

 

                И для современного читателя будет весьма необычным такое внимание к такому интимному вопросу. Существовала специальная отборочная комиссия, которая признавала жеребца способным к продолжению рода.

 

 

Наверно, эта лошадь не выдержала условий своего содержания и пустилась на поиски лучшей жизни...

 

Интересно узнать, как оплачивался трудодень. И ведь кто-то отвешивал все эти "400 грамм моркови", "200 грамм сена"! (Для справки - "хоботья" - это мякина, солома, оставшаяся после веяния хлеба).

            Думаю, нужно уточнить, что такое трудодень — это мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням.

 

В газете была специальная рубрика для ответов на вопросы колхозников на тему трудодней.

 

 

И про классовую борьбу не забывали!

 

 

Автор этой критической заметки скрылся под псевдонимом "КАСТРЮЛЯ".

 

 

Чтобы получить несчастные галоши, нужен был специальный ордер...

 

 

Забытое ныне слово "Головотяпство" было весьма популярно.

 

 

  

Перед большими церковными праздниками обязательно размещали махровую антирелигиозную пропаганду.

 

 

Процитирую заметку от 17 января "За образцовое рабочее жилье":

                "Жакт № 72, по Тургеневской улице, взял на себя обязательство неустанными заботами улучшить жилищные условия членов жилкоопа. Чтобы поставить работу на нужную высоту, правление жакта проверило всех своих жильцов и выселило чуждых (Чеботаревскую, Баранову и пр., мешавших работе жакта... Путем развернутой широкой массовой работы (собрания, беседы, читка газет и журналов, соцсоревнование и т.д.)  ликвидирована полностью задолженность и налажена своевременная их уплата".

            Вот как, оказывается, просто было бороться с задолженностью по коммунальным платежам! И куда делись Чеботаревская, Баранова и пр.??

 

 

             Нечасто, но встречаются и фельетоны. Вот некто Л.Л. критикует Орловскую центральную библиотеку за несоответствие духу времени.

 

 

А.Ч. жалуется на работу проволочной конторы.

 

 

В рубрике "По городу" размещают короткие городские новости. Обратите внимание на третью новость - почтовую корреспонденцию обещают доставлять дважды, а то и трижды в день! Вот бы нам в 21 веке такой сервис от Почты России!

 

Новость про открытие катка "Динамо".

 

В заключение приведу текст критической статьи от 24 мая 1933 года под названием "Живы герои «Недоросля»":

 

        В учебном комбинате М.-К. ж.д. работали над сочинением по А.С. Пушкину «Капитанская дочка». Один из учащихся так описал встречу дворянского сынка, будущего офицера Гринева: «Товарища Гринева отдали в Красную армию, где он встретился с Пугачевым, выдававшим себя царем Третьим».

        В 5 школе Орла преподаватель географии сделал открытие:

- Канада находится в Англии, близ г. Ливерпуля. Сибирь расположена за пределами СССР, рядом с Афганистаном.   

 Место расположения Канады учащиеся не знали. Поверили. Но с Сибирью произошло недоразумение. Малыш встает с протестом:

- Мы с папой и мамой только прошлый год из Сибири, она наша.

Разгорелась дискуссия. Пришлось всему классу обратиться к арбитру – учебнику географии.

        Один обществовед в 7 школе, ведя беседу о происхождении человека, его предках,  в заключение вывел на доске: «Петиконтропа пашла не потой путе».

        Этот обществовед, во избежание неприятностей, теперь каждый раз докладывает слушателям:

- Я расскажу вам что угодно, но от доски отмежевываюсь.

        Но все это «мелочь». Вот в Садово-огородном техникуме действительно поставлено качество учебы! Там науку двигают вперед высококвалифицированные столпы во главе с директором Николаевым.

        В техникуме «уселись чинно в ряд»  Рогожкин – преподаватель химии, физики, машиноведения, почвоведения, естествоведения, животноводства, древней истории, искусствоведения, биологии, антропологии, трепологии и т.д. Остальные педагоги ведут занятия по 5-6 предметам. Завуч Сачков тоже пять предметов и заменяет всех педагогов во всех несчастных случаях. Всесторонняя образованность педагогического состава дает возможность вести преподавание на недосягаемой высоте.

        От всей души посочувствуем студентам остальных учебных заведений гор. Орла, неудостоившихся посещения, например, лекций Рогожкина. Хотя бы по физике. Многому бы они научились. Во всяком случае «неудам» в зачетных книжкам не было бы места.

        По методу Рогожкина на поставленный вопрос студенты дают 5 противоположных ответов и все они признаются Рогожкиным правильными, для всех отметка «уд». Нам известно, что после научных опытов с «Торичеллиевой пустотой», поставив 5 «уд» за разноречивые ответы, вывел закон «Рогожкинской пустоты». Такие же «пустоты» он выводит и по другим научным дисциплинам. Его примеру следуют все Цифиркины и Кутейкины садово-огородного техникума. Преподают многие из них то, в чем и сами с трудом разбираются.

        Оказывается, живы герои «Недоросля». Положим, чем директор Николаев не похож на г-жу Простакову, которая поучала остолопа сыночка: «Для виду поучись, Митрофанушка, а потом и женишься».

        Для виду и учат в садово-огородном техникуме. Лишь бы деньги платили. Есть лишь маленькое отличие г-жи Простаковой от директора Николаева. Простакова лично вмешивалась в учебный процесс, давала установки учителям. Когда проверяли знания Митрофанушки по географии, она закатила истерику.

- Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на то ж? Их дело…

    Но Николаев не оспаривал, что географию должны изучать не только извозчики, он, спокойно созерцая, не вмешивался в творческую работу столь перегруженных уроками высоко им  ценимых педагогов, пока его не освободили от обязанностей директора. Есть еще одна поправка к героям «Недоросля». Наши студенты не «Митрофанушки». Они пришли в техникум овладевать наукой и техникой. Из них готовить надо большевистские кадры социалистического земледелия, а не недорослей.

А.Ч."

 

Вверх

На главную