Новая набережная как средство смягчения нравов
Как известно, одной из основных работ по подготовке к 450-летию города Орла стала реконструкция набережных рек Орлика и Оки. В плане работ по подготовке к юбилею, принятом еще в 2009 году, были такие пункты:
Выполнить благоустройство набережной левый берег р. Оки (ограниченная Герценским мостом и мостом через реку Оку в створе с улицей Розы Люксембург, включая парк «Разградский»);
Комплексное благоустройство парка, расположенного около «Стрелки» и благоустройство прилегающей набережной;
Выполнить благоустройство набережной р. Оки правый берег (Железнодорожный район).
Всего планировалось укрепить берега и благоустроить почти семи километров
набережных. Понятно, что своими силами город такой объем работ провести не мог,
поэтому был проведен конкурс. Заявки на участие в конкурсе подавали семь
компаний. 20 августа 2014 года решением комиссии городской
администрации победителем аукциона на строительство и реконструкцию набережных
Оки и Орлика была признана компания из Санкт-Петербурга ЗАО «БалтСтрой».
Стоимость контракта по строительству набережных в Орле ЗАО «БалтСтрой»
составляет 340 млн 338 тыс. рублей . Проектом строительства предусмотрено два
типа работ: возведение новых конструкций и реконструкция уже существующих. Срок
сдачи объекта в эксплуатацию – май 2016 года.
Планировалось выполнить бетонирование основных конструкций набережных по обоим
берегам рек Орлика и Оки. Затем выполнить гранитную облицовку и плиточные работы
по променадным частям набережных, оборудовать смотровые площадки, установить
пандусы и лестничные сходы.
К сожалению, в распоряжении автора этих строк нет чертежей проекта и сметы реконструкции набережных, поэтому мы не можем узнать, почему дорожки оказались разной ширины, предусматривалась ли реконструкция берега, занятого мини-зоопарком (его оставили в прежнем виде), кто выбрал такой унылый цвет тротуарной плитки... И еще немало вопросов, которые возникали у горожан по мере строительства.
Одним из критериев оценки комиссии было выполнение компаниями, подавшими заявки, работ соответствующего вида и объема. «БалтСтрой» представил три довольно крупных контракта - в частности, компания выполнила реконструкцию Санкт-Петербургского морского канала (стоимость строительно-монтажных работ по контракту составила 3,5 млрд рублей); завершение работ по реконструкции, реставрации и техническому перевооружению здания Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова в г. Санкт-Петербурге (839,8 млн рублей); ремонтно-реставрационные работы, включая реставрацию монументальной живописи, а также работы по приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия Никольский Морской собор (801,3 млн рублей).
Правда, в 2016 году компания "Балтстрой" оказалась в центре крупного
коррупционного скандала, связанного с хищениями в Министерстве культуры РФ.
Сказать, что в Орле до сих пор не было набережных, нельзя. Они были построены в 1970-х годах. За это время никаких серьезных ремонтных работ здесь не проводилось, поэтому бетонные решетки (на фото из набора открыток 1987 года) давно заросли травой, а дорожки стали разрушаться.
Так выглядит часть старой набережной на территории Детского парка, ее не стали реконструировать.
Строительные работы были начаты в сентябре 2014 года. . В старых бетонных плитах просверлили отверстия под арматуру.
Работы проводились в любую погоду.
Когда необходимо было проводить работы со стороны реки, рабочие ходили по льду.
А в теплое время года передвигались на плотах-понтонах.
Для удобства строителей даже понизили уровень воды в реках.
Вид Орлика возле подвесного моста. Пожалуй, можно перейти с одного берега по камешкам.
Начали расчищать от поросли правый берег Орлика.
Благодаря ему с противоположного берега реки открылся вид на Богоявленский храм.
Правда, вместе с порослью не пожалели аллею вековых тополей детского парка. Очень-очень жаль. Без них парк стал каким-то лысым.
После того, как деревья-великаны были выкорчеваны, горожане еще долго могли видеть, какие у них были могучие корни.
Здесь же, в Детском парке, строители устраивали свой быт - грелись, сушились, разводили костры и готовили пищу.
Поверх старого бетона уложили сетку.
После этого сооружают опалубку и заливают бетон. В холодную погоду его укрывают, чтобы он застывал, а не замерзал.
По такому переносному желобу подают бетонный раствор.
Подъезжает бетономешалка и появляется очередной отрезок набережной.
Дополнительное укрепление правого береги Оки.
Обустройство лестничного схода.
Новая дорожка променада на Стрелке.
А самая широкая лестница устроена напротив городского парка. Здесь так и напрашивается небольшой мостик, чтобы перебраться из Железнодорожного в Советский район кратчайшим путем.
Набережная в районе городского парка заканчивается сразу за пляжем. А на другом берегу она доходит до Герценовского моста. Как-то несимметрично получилось!
Дорожка вдоль ограды Богоявленского храма. На месте деревьев теперь фонарные столбы.
Не прошло и полгода, как уложили плитку, а она уже пошла волнами. А что будет дальше? Есть мнение, что это - месть спиленных деревьев. Более прозаическая версия - ямы от выкорчеванных деревьев не утрамбовали как следует, и грунт поплыл вместе с плиткой.
Фото волнистой дорожки облетели все социальные сети Орла, так что в апреле 2016 дорожку начали перекладывать заново.
К сожалению, пройти по дорожке под подвесным мостом не получится - она прерывается.
Новые опоры под фонари на Стрелке.
Облицовка плиткой берега на Стрелке.
На расчищенных и выровненных берегах расстилают геосетку – специальную сетку из прочных материалов, которые не подвергаются коррозии и воздействиям внешних факторов. Геосетка применяется при укреплении откосов и земляных насыпей.
Поверх геосетки насыпают грунт. На него высеют траву.
Дорожки укладывают плиткой. К сожалению, был выбран унылый серый цвет разных оттенков, к тому же выкладывали плитку как придется, без ритма. А ведь можно было придумать какой-нибудь незамысловатый орнамент!
Впрочем, на этой дорожке проглядывается некий ритм.
В марте 2016 года еще недостроенная набережная подверглась испытанию стихии - необычно ранним ледоходом.
Увы, без последствий не обошлось. Громадные льдины проползли по новым дорожкам, сломали фонарную опору.
И оставили о себе недобрую память.
Цивилизованная набережная реки Орлик заканчивается перед Тургеневским мостом. А дальше идет набережная Есенина, которой придется дожидаться очередной круглой даты - 475-летия, а может, и 500-летия. Как пойдет.
Вот такая краткая история новой набережной. Читатель должен, наверно, подумать - а причем здесь смягчение нравов? Дело том, что жители города оценили и полюбили даже недостроенный променад и с удовольствием по нему гуляют.
Здесь вы встретите и пожилых людей, и мам с колясками, школьников, художников, влюбленные парочки, любителей финской ходьбы (которые, впрочем, правильно ходить не умеют), владельцев собак, спортсменов, рыбаков... А когда засияют на берегу фонари, вырастет по откосам травка... А если еще установят урны, да дворники будут мести дорожки? Да это просто благолепие настанет! И непременно поспособствует смягчению нравов.