На главную

Реконструкция Александровского моста. Хроника.

Автор сайта намеренно оставил за скобками технические детали реконструкции, финансовую цену этого мероприятия и газетную перепалку, которой оно сопровождалось.

 

История моста берет начало в 1876 году, когда по проекту инженеров Верховцева и Лебединского в Орле началось строительство постоянных высоководных мостов. 19 февраля (2 марта) 1880 года был открыт мост через Орлик, названный Александровским в ознаменование  "истекшего 25-летнего царствования Великого Царя-освободителя" в ответ на ходатайство Орловской городской Думы. После революции решением Орловского горисполкома от 12 июля 1919 году мост был переименован в Ленинский.

 

В 1943 году Ленинский мост был взорван немцами при отступлении. В 1954 году на его месте воздвигли клепаную металлическую конструкцию, а сам мост расширили до 18 метров.

 

Мост со стороны ул. Карачевской,  50-е годы

 

"Дубки" рядом с мостом. 1970 год

С тех пор мост не ремонтировали, и хотя в конце 70-х годов он стал пешеходным,  время брало свое. В 1989 г. специалистами было сделано заключение о том, что сооружение пришло в негодность, основание моста полностью износилось и прогнулось на 18,5 см.
 

 

Весной 2003 года  независимая комиссия из Питера признала Александровский мост аварийным.  Поэтому были установлены ограждения, оставившие пешеходам узкий проход по центру.

Фото 1 сентября 2005 года.

 

Ограждения тотчас же оккупировали торговцы картинами.

 

  

Интересно, что сюжетом этих "шедевров" часто выступает Александровский мост.

 

  

Октябрь 2005 года. Началась реконструкция. Разрушение арок.

 

Май 2006 года. Арки разобраны, и открылся неожиданный вид на здание Центрального банка. Теперь пешеходам несладко - приходится пользоваться или подвесным, или длинным Тургеневским мостом.

 

20 августа 2006 года Орлик был спущен на пару дней, чтобы установить временную понтонную опору моста. Душераздирающее зрелище, не правда ли? Помните у Лескова: "Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город"?

Так вот они какие, эти мелкие воды!

 

Заливка моста бетоном. Октябрь 2006 года.

 

Ноябрь 2006 года. Мост под чехлом.

 

Март 2007 года. Уже вырисовываются контуры нового моста.

 

Март 2007 года. Старый мост поднимают.

 

И вот торжественный момент - 20 марта 2007 года старый мост отправляется в последний путь.

 

Осенью этого же года русло Орлика очищали земснарядом от наслоений ила и мусора.

 

Множество интереснейших вещей было найдено на дне реки, в том числе автомобильные покрышки,  кузова легковых машин, куски металлических оград, бутылки и прочий хлам.

 

Земснаряд с помощью фрезы срезал все, что попадалось по дороге: отмели, намывные острова, растительные заросли. Срезанная под водой почва поступала в насос, который перекачивал жидкость в пульповод длиной более 3 км. По мере продвижения земснаряда трубопровод наращивался.

 

 

Очисткой русла занимались специалисты ОАО "Курскгидромеханизация". Мастера обходились без весла, а воду из лодки вычерпывали детским эмалированным горшком...

 

4 ноября 2007 года, в День народного единства, было торжественно открыто пешеходное движение по Александровскому мосту.

 

А тем временем мост продолжали оснащать светильниками и разными декоративными деталями.

 

Выездное заседание худсовета.

 

 

Орел - птица перелетная? Между двумя снимками прошло 6 дней. Июль 2008 года.

Обратите внимание на левый снимок - из-за Дома советов начинает "вылезать" строящийся высотный дом по ул. Октябрьской.

 

     

В конце концов все четыре гордых орла угнездились на столбах.

 

Правда, планировалось устроить четыре схода с моста, но сделали только два, со стороны улицы Ленинской, чем  остались чрезвычайно недовольны сотрудники Центрального банка.

        Кроме того, еще в июне 2006 мэрией была объявлена народная акция под девизом «Впиши свое имя в историю города». Любой житель Орла мог внести свои средства в реконструкцию и художественное оформление моста. Для увековечивания имен дарителей планировалось изготовить 18 специальных картушей, 112 медальонов и 5 тысяч плиток. Льготный минимальный взнос за именную тротуарную плитку для выпускных классов средних школ составлял 5 тысяч рублей, для остальных горожан — 7,5 тысяч. За именной медальон нужно было выложить 150 тысяч рублей, а за именной картуш с барельефом — 1 миллион.

 

 

  

        Именные таблички появились на тротуарах моста только в августе 2009 года,

 

как и зеленые орлы.

Еще по плану реконструкции  на Орлике предполагалось открыть каскад из шести фонтанов.  Несколько арок под мостом собирались застеклить и открыть в них магазины и кафе. К сожалению, планы эти остались на бумаге, а как используются  укромные уголки под арками, попробуйте догадаться сами...

 

Тем не менее мост радует горожан. Будем ждать, что к своему 130-летию он станет центром культурной жизни города.

 

Вверх

На главную