На главную

 

Летопись улицы Ленина

 

На этой странице автор приводит содержание популярной брошюры,

изданной в 80-х годах 20 века орловским бюро путешествий и экскурсий.

Текст Л. Ивановой, редактор  В.Фомин,  художник  Ю.Филатов.  Цена 50 коп.

Оригинальный текст иллюстрирован современными фотографиями.

 

        Исследование материалов по истории архитектуры улицы имени В.И.Ленина дает возможность считать, что ее архитектурный   облик формировался на протяжении двух с половиной столетий, с конца 17 до первых десятилетий 20 века. В планах-рисунках первой половины  18 века  улица не обозначена, зато во всех    последующих она имеет  четкие границы. На плане   1778  года улица не имеет названия. Но ее границы обозначены  дугообразным контуром с учетом природного ландшафта. Поднимаясь вверх, улица служила дорогой на  г. Болхов, благодаря чему и получила свое название «Болховская».  Еще раньше, в 1763  году  императрицей  Екатериной II был издан указ о «Составлении  генеральных планов по каждой губернии отдельно».  В 1779 году был  составлен   первый  генеральный (перспективный) план Орла. По этому плану  город был разделен на три части. Улица Болховская стала одной из центральных. Она соединила наиболее древнюю часть города – место его основания и левобережье Орлика. По генеральному плану границы улицы были строго прямолинейными. Конец  18 и первая половина 19 в. явились временем формирования административно-общественного и культурного центра в III части города. В истории формирования архитектурного образа Орла и особенно Болховской улицы сыграл большую роль стиль классицизм.

                                                                  

        Интересный иллюстративно-исторический материал дает план Орла 1833  года, составленный петербургскими архитекторами Мельниковым, Шарлеманом, Висконти и орловским зодчим казенной палаты Даниловым. План отражает строительство казенных зданий в  III части города. Показанные на плане постройки вписаны в четкие прямоугольные формы, где большую часть, почти целый квартал занимали административные корпуса присутственных мест. В современных условиях это соответствует территории от гостиницы «Россия» («Русь») до Пионерской улицы. Далее корпуса располагались вверх до улицы Салтыкова-Щедрина (ранее Борисоглебской). Там, где стоит сейчас здание Дома Советов, раньше был почтовый двор. В 1793 году на месте, где сейчас расположена библиотека им. Крупской, было заложено здание Кафедрального Петропавловского собора (архитектор Клевер). В первые десятилетия 19 века Орел продолжал расти и застраиваться по принципам классического направления. Теперь в облике городов большую роль играют архитектурные ансамбли, развивается садово-парковое искусство.  В 1819 году перед зданием Присутственных мест был проложен бульвар в виде двух липовых аллей . В 1823 году у поворота к городскому саду,  на углу Болховской было построено здание Дворянского собрания, являющее собой ярко выраженный образец зданий классического стиля – продолговатую по горизонтали композицию дома украшал шестиколонный портал.  А годом раньше, в 1822 году на высоком левом берегу Оки  началась посадка городского сада. Его тогда называли «Публичным – для увеселения и отдыха народа».  Для насаждения сада использовали лучшие сорта тополей, лип, сосновых деревьев. Отдельные деревья выписывали из-за границы. Городской сад с прилегающим к нему бульваром стал культурно-общественным центром города.

                                                                      

        Богатый познавательный материал по истории улицы дает нам план 1844  года. Болховская к этому времени была плотно застроена зданиями разного назначения, административными, культовыми, жилыми, и называлась она теперь Большой Болховской. Ее протяженность намного увеличилась. Начиналась она от Большой Карачевской (ныне Сакко и Ванцетти), затем поднималась до Нижне-Дворянской улицы (Горьковской) и уходила в направлении городского сада к Монастырской слободе. Здесь, недалеко от Болховской располагался архитектурный ансамбль  мужского монастыря, заложенного еще в 17 веке. По плану видно, что церкви, общественные здания, жилые кварталы в композиции улицы расположились в строгом порядке, а их колокольни и высокие башни служили зрительными ориентирами в плотно застроенной городской среде. Важно сказать о жилых зданиях улицы Болховской того времени. Стиль классицизм повлиял на все виды и типы построек, однако в домах среднего городского населения чаще всего встречаются традиционные  Г и П-образные композиции планов. Очевидно родство с древнерусской архитектурой. Прослеживается тяготение к декоративному убранству стиля барокко. Дома по ул. Ленина №№ 8,9,15,17,25 являются носителями особенностей архитектуры того времени. В них сохранились парадные лестницы, внутренние тамбуры, навесы, портики, резные деревянные двери, рельефы плафонов, карнизы, изразцовые печи,  узорные камины. В 5О гг. 19 века Болховская еще более уплотняется жилыми домами.

                                                                                 

 

        Новые экономические отношения способствующие росту среднего дворянства и купечества, сыграли роль в появлении «домов со службами ». Характерным примером является дом под №19.

                                                                                  

                                                                                  

Дом был построен по проекту архитектора Д. В. Орехова в 1856 г. для «временной купчики Иордан», которая использовала здание под гостиницу.

                                                                                                  

                                                                                 

        В этом доме   останавливался И. С.Тургенев, когда проезжал через Орел в свое родовое имение Спасское-Лутовиново. Важно отметить, что в это время в Орле работали многие интересные архитекторы, чья деятельность и творчество формировали архитектурный образ города. Это  И. П. Лутохин –представитель классической школы, Ефимов. Д. В. Орехов, В. А. Попов, А. К. Вимберг, А. Вишневский, И. Ф.Тибо - Бриниоль.

                                                                                    

                                                                                   

        Значительное место в истории архитектуры города и особенно улицы занимает деятельность И.Ф. Тибо-Бриниоля. Ему принадлежат многие проекты зданий «на перестройку» и новое строительство, в том числе «дома со службами провизору Рот» (ныне дом № 11), ставшие лучшим воплощением архитектурных тенденций  5О гг.  19 века. Новизной и нарядностью фасадов отличались дома купцов Щепкиных и Панфиловых, построенные по проектам Тибо в 70 гг. Часть дома Щепкиных ныне сохранилась, это два этажа дома № 34 по улице Ленина. В то гг. Болховская была « красивейшей улицей города» по выражению историков 19 века. Она была «многолюдной, оживленной, здесь было много магазинов». Любили  улицу орловцы: Леонид Андреев - писатель, поэт Петр Потемкин, который посвятил ей свои стихи «Как пойдешь по Болховской»:


                                           Как пойдешь по Болховской
                                        И свернешь направо,
                                        Будет садик небольшой,
                                        А за ним канава.
                                                    За канавой будет дом,
                                                    В доме три окошка.
                                                    Каждый полдень на одном
                                                    Спину греет кошка.
                                        Два горшочка на других -
                                        С розой и лимоном.
                                        Домик светел, тепел, тих,
                                        Даром, что с наклоном!..

 

                                                                                   

        В это время в III части города были построены многие разнообразные по своим архитектурно-художественным особенностям и назначению здания: лютеранская церковь (50 гг.), Александровский институт (1865 г.), женская николаевская гимназия (1873 г.) и мн. др. Были  построены два драматических театра - зимний и летний – (в 1861  году) у входа в городской сад. Улица  Болховская была связующим звеном культурно-общественного центра города. В конце  19 века часть улицы Болховской от  Дворянского собрания  и до Монастырской слободы была переименована в Садовую, а Болховская доходила до Александровского института, где ныне стоит Дворец пионеров. Развивающиеся инженерно-технические новшества того времени по-своему обогатили улицу. В 1868 г. на месте Орлицкого моста был построен новый железный Александровский мост. В 1893 г. по Болховской  были проложены трамвайные линии. В строительстве зданий стали использовать бетон, металл, стекло. В архитектуре формировался новый стиль «модерн». Он внес много оригинального и интересного в русскую архитектуру. Дома   №№ 39, 2 по ул. Ленина являются носителями особенностей стиля модерн.  Их отличают небольшие размеры, компактность, асимметрия фасадов, форм и деталей. В облицовке главного фасада дома № 39 использован  новый материал – глазурованный кирпич. В Орле в это время работали А. Вишневский, Коновалов, А. Тодоров и др. В 1895 году «городовым архитектором » после Тибо - Бриниоля был назначен Вишневский. В 1905 его сменил Коновалов, а год спустя он передал свои функции А. Тодорову. Тодоров был последним архитектором предреволюционной поры, работавший над зданиями улицы Болховской.

                                                                                  

        После Великой Октябрьской Социалистической революции улица Болховская была названа именем Владимира Ильича Ленина. В настоящее время улица Ленина является заповедной. Во время Великой Отечественной войны многие здания улицы были  разрушены. После войны восстановление домов производилось без учета их первоначального облика. Но при этом складывающаяся на протяжении долгого времени историко - градостроительная композиция улицы сохранилась. В настоящее время строительство зданий по ул. Ленина ограничено. Дома улицы подлежат реконструкции только с учетом их исторически сложившегося архитектурного образа. 

            

            

Вверх

На главную