На главную На страницу "Архитектурные древности Орловщины"
Кромской район
Храм Рождества Богородицы
с. Гуторово Кромского района Орловской области.1775 г.
Был построен в 1775 году из камня, на месте сгоревшего деревянного храма, с благословения епископа Кирилла на средства местного помещика Григория Никифоровича Арбузова, а в 1777 году 7 сентября был освящен; на следующий же день был освящен северный придел, построенный вместе с главным храмом во имя ап. Иакова, брата Господня. Вначале храм имел продолговатый вид, а с пристройкою к нему южного придела во имя чудотворца Николая он получил крестообразную форму. Придел этот построен на средства Ольги Николаевны Арбузовой и в 1837 году был освящен. Гуторовский приход состоял из 2000 душ мужеского пола и 2045 душ женского пола. В приходе было две школы – земская и школа грамоты. Кроме того, в селе Алексеевском, принадлежавшем к Гуторовскому приходу, существовала земская школа.
Последним священником был Беляев Василий Иванович (19.01.1877 года рождения) с 18.02.1935 г. по 1937 г. В 1937 году Василий Иванович был вдов, дети: сын Евгений – 37 лет (в Ташкенте), сын Серафим – 34 года (в Москве), сын Георгий – 28 лет (в Ташкенте), дочь Агния – 26 лет (в Орле), сын Виктор – 24 года (в Новомосковске), сын Василий – 21 год (в Москве), дочь Зинаида (в Москве), дочь Лидия. 23 сентября 1937 года Василий Иванович Беляев арестован. Впоследствии осужден за антисоветскую пропаганду и расстрелян.
В 1937 году храм был закрыт и за несколько десятилетий забвения практически полностью разрушен.
Весной 2010 в селе Гуторово началось восстановление Храма Рождества Богородицы. Сейчас восстановлена небольшая часть храма. Идет внутренняя отделка.
С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.
Поставлена на окраине села на невысоком берегу реки Кромы. Название села произошло от слова «кут» — угол, закуток. Расположенное на противоположном берегу р. Кромы напротив села городище, укрепленное валами и рвами, свидетельствует о глубокой древности поселения. Среди жителей села имелись потомки крепостных крестьян князя Багратиона, героя Отечественной войны 1812 г., переселенных им, по преданию, из Рязанской губернии.
Первый деревянный храм в селе во имя Св. муч. Флора и Лавра был построен в XVII в. К 1726 г. он обветшал, и прихожане в том же году испросили у Коломенского епископа Варлаама разрешения построить новый деревянный храм в то же имя. В 1781 г. продали в с. Глинки, где в 1850 г. он сгорел. Вместо него был сооружен третий по счету деревянный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сгоревший 11 июля 1816 г. С 1816 по 1826 гг. велось строительство нового кирпичного однопрестольного храма в то же имя, в котором особое усердие проявили крестьяне с. Кутафина Сергей Леонов и д. Колок Иуда Галактионов. Но новопостроенная церковь оказалась слишком тесной для быстро росшего прихода, и в 1878—1881 гг. стараниями священника Николая Воскресенского и волостного старшины Василия Михайловича Черных — внука Иуды Галактионова храм расширили в обе стороны пристройкою двух приделов: справа— во имя Св. Николая Чудотворца, слева — Св. муч. Флора и Лавра, освященных первый в декабре 1881 г., второй 22 ноября того же года. В 1860г. вокруг церкви выстроили деревянную ограду на кирпичных столбах, в 1895 г. замененную на железную. В селе с 1895 г. имелось двухклассное министерское училище и с 1893 г. — школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке.
Церковь закрыта в 1939 г. В годы Великой Отечественной войны храм превращен в огневую точку— в его алтарной части до сих пор сохранились пулеметные бойницы. Вновь открыт после войны и закрыт в 60-е годы.
с. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.
Поставлена
в центре села на берегу реки Оки. Село известно с конца XVII века и по преданию
получило свое название по имени князя Шахова. В конце XVIII в. одним из его
владельцев был князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой. Первоначальная деревянная
церковь во имя Св. Николая Чудотворца стояла на сельском кладбище и к 40-м годам
XIX в. пришла в ветхость. Строительство нового каменного храма начато на новом
месте в центре села на средства помещицы Марии Андреевны Мовчан.
Он был окончен в 1845 г. и имел три престола: главный — во имя Св. Троицы и
придельные: правый — Св. Митрофана Воронежского, а левый — иконы Казанской
Божией Матери, обновленный и заново освященный в 1886 г. В 1900 г. старанием
церковного старосты купца М. А. Торопова храм был отремонтирован и 4 сентября
того же года вновь освящен. Старая же деревянная Никольская церковь, стоявшая на
кладбище, была закрыта в 1845 г., после того как был освящен новый каменный
храм. Но по ходатайству прихожан, в основном крестьян д. Голубицы, 14 сентября
1860 г. церковь вновь открыли и при ней учредили отдельный приход,
просуществовавший, правда, недолго. Позднее церковь была приписана к Троицкому
храму с обращением ее в кладбищенскую бесприходную. Некоторое время она была
даже закрыта «ввиду ея ветхости, внушавшей опасение». В 1882 г. старостой М. А.
Тороповым она была обновлена и даже обнесена каменной оградой. С 1886 г. в селе
существовала одноклассная церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства
М. А. Торопова.
В 30-е годы Троицкая церковь была
закрыта, а древний Никольский храм разобран до основания. В 1943 г. во время
боев за село на колокольне Троицкой церкви занял огневую позицию немецкий
пулеметчик-смертник, причинивший значительные потери наступавшим советским
войскам. Вновь Церковь троицы была открыта 29 сентября 1944 года.
пос. Кромы. ц. Св. Николая Чудотворца.
1838-1856 гг.
Располагается в центре поселка на ул. 25 лет Октября (бывшей Тургеневской),
по которой проходила большая дорога из Орла в Курск.
В XVII в. в Кромах насчитывалось 8 деревянных храмов: соборная церковь Успения
Богородицы, в Кромской крепости — остроге Завитай, приходские — Преображения
Господня и Св. великомученика Дмитрия в Драгунской слободе, Св. великомученика
Никиты в Черкасской слободе, Св. Николая Чудотворца и Покрова Богородицы в
Стрелецкой слободе, Св. великомученицы Параскевы в Пушкарной слободе и Св.
Троицы в мужском монастыре (упразднен в нач. XVIII в.).
После утверждения нового регулярного плана г. Кром (14 марта 1780 г.)
застройка городка велась по новому проекту и большая часть храмов была либо
упразднена, либо перенесена на другие места. Свое древнее местоположение
сохранила лишь Никитская церковь, построенная в 1740 г. и просуществовавшая до
30-х гг. XX в. В начале XIX в. на городской площади на месте ветхой Пятницкой
церкви иждивением прихожан, среди которых особенно выделялся купец Петр Иванович
Горбунов, заложили монументальный Успенский собор в стиле классицизм, оконченный
в 1822 г. (расширялся в 1871—1872 и 1875— 1876 гг.). К храму была пристроена
очень высокая колокольня, увенчанная шпилем, видная за несколько верст от города.
В 1823—1826 гг. на месте древней Преображенской церкви выстроили классическую
Троицкую церковь. В 1861—1867 гг. над склепом Анастасии Слетовой и ее утонувшего
сына на средства купца Ивана Тихоновича Слетова возведена кирпичная Тихвинская
кладбищенская церковь. Старый же деревянный храм, стоявший здесь ранее, был в
1882 г. перенесен старанием мещанина Георгия Михайловича Станкевича на другое
кладбище — Троицкое, где его освятили в 1885 г. во имя Св. Иоанна Предтечи.
Последний по времени храм в Кромах устроили в 1902 г. в помещении уездной тюрьмы,
построенной еще при императрице Екатерине II (здание сохранилось). Его освятили
во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского «в
ознаменование помолвки их императорских величеств Николая Александровича и
Александры Федоровны». Церковь занимала отдельное помещение в
тюрьме и приход ее состоял лишь из небольшого количества арестантов и их
начальства.
После революции началось разрушение
кромских храмов. В 1940—1941 гг. был снесен Успенский собор, по-видимому, еще
раньше уничтожили Никитскую, Тихвинскую и Иоанно-Предтеченскую кладбищенскую и
закрыли Николаевскую тюремную церковь. В 60-е годы пустили на щебень для шоссе
все еще прекрасно сохранившуюся Троицкую церковь.
Церковь Св. Николая Чудотворца
является единственной уцелевшей из шести церквей г. Кром. Никольский приход
известен с XVII в., хотя предположительно существовал еще в XVI в.
Первоначальный деревянный храм Св. Николы Чудотворца находился в юго-восточной
части города и являлся одной из двух приходских церквей Стрелецкой слободы.
Очередной деревянный Никольский храм, вместо деревянного же, был построен в 1685
г. помещиком Андреем Киреевым и перестроен в 1778 г. прихожанами. По ведомости
1734 г. при нем насчитывалось 15 приходских дворов. В 30-е годы XIX в. было
решено перенести храм ближе к дороге Орел — Курск. 9 июня 1838 г. состоялась
закладка на новом месте каменной Никольской церкви. 20 декабря 1842 г. освятили
придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 29 июня 1856 г. состоялось
окончательное освящение храма во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского.
Старый же деревянный храм был продан в с. Плоское Кромского уезда. В 1868 г. при
Никольской церкви была построена каменная колокольня, а в 1874 г. на средства
купца Михаила Ивановича Мамошина с левой стороны главного алтаря устроили
придельный храм во имя Св. Архистратига Михаила, освященный 8 ноября. В 1881 г.
на средства прихожан устроили новый трехъярусный иконостас. В 1892 г. купцом
Василием Симоновичем Свиридовым были устроены балдахины над особо почитаемыми
иконами — Св. Николая Чудотворца и Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
написанной в 1723 г. Из числа местных святынь следует также назвать крест с
мощами преподобного Нила Столбенского, Марии Магдалины, пророка Моисея и Св.
Арсения Тверского. В 1890-е годы в церковной сторожке была устроена одноклассная
церковно-приходская школа.
Храм закрыли в 30-е годы. Тогда же
сломали его колокольню. Вновь церковь передана православной общине верующих в
1944 г.
с. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.
Стоит на
пологом склоне холма над долиной р.Оки. Это самый яркий и оригинальный памятник
барокко в области. Село в XVIII в. принадлежало роду Лопухиных. Здесь в своем
имении жил Иван Владимирович Лопухин (1756—1816) — сподвижник Н. И. Новикова. В
связи с победой над Наполеоном И. В. Лопухин воздвиг в Ретяжах монумент,
состоявший из нескольких больших гранитных камней с надписью: «Благочестию
Александра I и славе доблестей русских в 1812 г.». Этот монумент стал одним из
первых памятников Отечественной войны 1812 г. Дорожка отсюда вела к двум камням,
лежавшим на берегу пруда. Один из них был обработан в виде кресла с надписью:
«19 марта 1814 года взят Париж». Двухэтажный деревянный усадебный дом Лопухиных
находился к югу от церкви (не сохранился).
Приход в
Ретяжах известен с XVII века. В 1712 г. на месте прежней сгоревшей построена
новая деревянная же церковь, часть же икон из сгоревшего храма передали в
часовню д. Червяк, входившей в состав прихода до 1847 г. Новый каменный храм в
селе во имя Обновления храма Воскресения Христова был построен на средства
генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703—1797) и освящен 11 сентября
1765 г. Храм имеет некоторое сходство с Андреевской церковью в Киеве,
обер-комендантом которого Лопухин был в 1755 г. Очевидно, но его заказу
усадебная церковь стала своеобразным воспроизведением полюбившегося ему
памятника. В 1845 г. помещиком Бутковским устроен теплый придел во имя Св.
Василия Великого, освященный 15 июля того же года. В 1872 г. храм
ремонтировался. В 1893 г. трапезная сделана теплой.
С 1898 г. в
селе существовала церковно-приходская школа, попечителем которой с 1905 г.
являлся крестьянин Андрей Семенович Басов.
Храм закрыт в 1933 г. Каменная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, не
сохранилась.